1b2097086a4ed78bef1821ef1bf505a3.jpg

ПРОЕКТ «УНИФОРМА»

2016 г.

Выставка «Uniform» («Однообразное») это продолжение проекта «Структуры клеток». Изучая и интерпретируя символы государства (механизма в первую очередь репрессивного), и начав с флагов разных государств, я, естественно, пришел к гербам. Орлы, в том числе двуглавые, присутствуют в гербах многих стран, причем двуглавые всегда тех, что так или иначе претендуют или претендуют на преемственность I Риму, что на Тибре. Например, это Австрия (осколок Священной Римской империи немецкой нации), крошечная Черногория и огромная Россия. Эти две страны, кроме того, каждая по-своему, ощущает себя наследницей II Рима, то есть Византии. А IV Риму, как известно, не бывать. Эта двуглавая птица, которая держит в когтях и у себя на головах, или на очертании крыльев, по сути, очень однообразный знак. Он почти не на протяжении многих столетий несмотря на перемены, шедшие в мире. Он крепок как сварная металлическая конструкция. Поэтому я использую в скульптурном материале стальную арматуру (арматурный прут, кстати, он - любимое оружие воинствующих радикалов разных мастей, да и восходит слово арматура к латинскому вооружению, «вооружение»). Я свариваю эти прутья, эти стальные «фашии» в многослойные структуры, пытаясь раздвинуть привычные границы восприятия этого единообразного символа. Не претендуя на геральдическую точность и научность исторического и герменевтического анализа двуглавого орла, я пытаюсь, пользуясь адекватным для меня языком искусства и моими представлениями о хорошем и плохом, понять, как развиваются сложные культурные феномены.